Центр «Патриот»

Патриотизм состоит не в пышных возгласах и общих местах, но в горячем чувстве любви к родине, которое умеет высказываться без восклицаний и обнаруживается не в одном восторге от хорошего, но и в болезненной враждебности к дурному, неизбежно бывающему во всякой земле, следовательно, во всяком отечестве.

(В. Г. Белинский)

В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования является модернизация и развитие гражданского и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Поэтому при формировании личности, необходимо сочетать гражданскую, правовую, политическую культуру и ощутимый вклад должна внести именно современная школа.

   Гражданственность как черта личности заключает в себе внутреннюю свободу и уважение к государству, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства, проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности и формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Чувство патриотизма у юного гражданина — это не только результат его знаний о своем Отечестве, это сложившийся внутренний образ.

 

   Целью программ по гражданско-патриотическому воспитанию в школе является создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, установками, мотивами деятельности и поведения.

Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:

  •  повышение качества функционирования системы гражданско-патриотического воспитания;
  •  развитие форм и методов гражданско-патриотического воспитания на основе новых информационных технологий;
  • формирование у учащихся ответственности, гражданской  активности, стремления к самореализации;
  •  воспитание толерантности;
  • формирование чувства гражданского долга;
  • формирование чувства любви к Родине, уважения к ее истории, культуре, традициям, нормам общественной жизни.

   Гражданско-патриотическое воспитание в школе – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки учащихся к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.

Работа по гражданско-патриотическому воспитанию осуществляется через организацию учебных занятий, проведение внеклассной и внеурочной работы. Основной формой учебной работы остается урок, который в воспитательной системе становится воспитательным комплексом, где интегрируются воспитательные воздействия в целостный воспитательный процесс.

Основные направления гражданско-патриотического воспитания

Основные направления гражданско – патриотического воспитания в школе сформированы на основе базовых направлений, выделенных в государственной программе:

  • Духовно — нравственное. Осознание учащимися в процессе гражданско-патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.
  • Историко – краеведческое. Система мероприятий, направленных на познание историко — культурных корней, осознаний неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе, формирование знаний о родном селе, городе, районе.
  • Гражданско –правовое. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга; воспитывает уважение к государственной символике.
  • Социально – патриотическое. Направлено на активизацию духовно- нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
  • Военно – патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.
  • Спортивно — патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.
  • Культурно — патриотическое. Направлено на развитие творческих способностей учащихся через приобщение их к музыкальному фольклору, устному народному творчеству, миру народных праздников, знакомство с обычаями и традициями русского народа.

Для успешной реализации программы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся в нашей школе созданы следующие условия:

  • в школе создана воспитательная система, основанная на взаимоуважении, взаимной ответственности всех участников образовательного процесса и конструктивном взаимодействии и сотрудничестве педагогического, ученического и родительского сообщества;
  • функционирует система дополнительного образования;
  • разработана система традиционных общешкольных мероприятий и творческих проектов;
  • развивается музейная работа;
  • развивается школьное ученическое самоуправление;
  • используются новые подходы к организации воспитательного процесса и внедряются современные технологии в процесс патриотического воспитания.

Гражданско-патриотическое воспитание в школе включает в себя три возрастные ступени, каждая из которых имеет свои методологические особенности.

В начальной школе ведущей формой деятельности является игровая, введение детей в мир русской культуры, содействие принятию ими нравственных ценностей: единства человека и природы, любви к родной земле, трудолюбия, милосердия и т.д.

   Вторая ступень (среднее звено) продолжает формирование системы ценностей и установок поведения подростка, помогает приобрести основные ключевые ком­петентности, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе. Учащиеся вовлекаются в общественно-полезную деятельность. На этом этапе стержнем гражданского образования является формирование уважения к закону, праву, правам других людей и ответственности перед обществом.

На третьей ступени (старшая школа) углубляются, расширяются знания о процессах, проис­ходящих в различных сферах общества, о правах людей, происходит познание философских, культурных, политико-правовых и социально-экономических основ жизни общества, определяются гражданская позиция человека, его социально-политическая ориентация. Задача реализуемой на данном этапе программы состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности учащиеся совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других людей, умели строить индивидуальную и коллективную деятельность по различным направлениям, формировали здоровый образ жизни.

Содержание гражданско-патриотического воспитания основывается на соответствующих формах воспитательной работы:

  • Тематические классные часы;
  •  Ведение курса обществознания;
  •  Проведение экскурсий по школьному музею и посещение музеев города;
  • Изучение истории своей семьи, семейных традиций;
  • Изучение народных традиций и обычаев, истории своего села, школы;
  • Кружковая работа;
  • Проведение общешкольных мероприятий;
  • Проведение встреч с ветеранами ВОВ и участниками боевых действий в горячих точках;
  • Экскурсии по городам России;
  • Военно-спортивная игра «Зарница»;
  • Участие в конференциях, конкурсах, смотрах.